Выставка народного творчества. Лица и символы Панамы

С 28 июля по 1 августа в выставочном центре Панама-Сити Атлапа прошла ежегодная 34 выставка народного искусства и народного творчества Панамы. На площади почти 5000 квадратных метров разместились более 300 выставочных стендов из всех провинций панамы, где народные умельцы не только выставили на продажу свои издели, но и делились с посетителями секретами своего мастерства – вышивали национальные костюмы, плели соломенные изделия, расписывали керамику, даже делали желающим «целебные татуировки». Выставку посетили десятки тысяч жителей столицы, туристов и гостей из других провинций. Это значительное событие в выставочной жизни панамы. Холл выставки был богато украшен цветочными композициями с участием королевского цветка Панамы - орхидеи. В главном зале в течение всей выставки проходили выступления фолклорных коллективов, музыкантов, различные конкурсы. На специальной арене можно было отведать национальные панамские блюда.

Каждая провинция Панамы славится своими народными искусствами. На весь мир знамениты молу – многослойные аппликации женщин пелмени куна из республики Сан-Блас. Умение вышивать молу – обязательно для каждой кунской женщины, и вы не встретите в мире двух одинаковых мол. Сказочное богатство и изобилии природы на островах архипелага Сан-Блас является неисчерпаемым источником вдохновения для мастериц, переносящих на свои вышивки птиц и бабочек, подводный мир коралловых рифов и растительность джунглей, преломленные творческой фантазией, и буйство красок тропических морей. Молу – одно из уникальных явлений народного искусства Панамы, невероятно сложная в техническом исполнении работа. И если раньше молу предназначались только для украшения пояса замужней женщины, то в последнее время повышенным спросом у туристов пользуются кошельки и сумочки, рюкзаки, тапочки и коврики, настенные панно и одежда с элементами вышивки молу.

Еще один необычный вид народного искусства - живопись в жанре миниатюр. Но не на бумаге или на дереве, а на ... перьях. Да-да, на перья искусные живописцы изящными и тонкими мазками переносят изобилие животных и птиц, рыб и обитателей морских, рисуют портреты и жанровые сценки, виды Панамы, море и корабли. Все богатства, которыми щедро одарила этот край природа, предстают перед зрителями во всей их полноте. Этот кунских художник вдохновенно творит прямо на глазах у публики, создавая маленькие шедевры. Расписанные таким образом перышки крепятся к листу плотной белой бумаги и вставляются в рамку, как картина. Если будете в Панаме, обязательно купите домой такие эксклюзивные сувениры, и они будут радовать вас зимними вечерами, напоминая о море, солнце и теплой гостеприимной стране.

Одним из фирменных знаков Панамы и одним из самых покупаемых сувениров являются плетеные изделия индейцев племени эмбера. Тарелки и кувшины тончайшего и очень плотного плетения украшены замысловатыми орнаментами и рисунками. Плетение одного такого изделия из специально обработанной fibra vegetal занимает немало времени, и стоят они соотвественно дорого. Но это действительно аутентичные изделия народных промыслов, а не безликие туристские сувениры. Особой экспрессией и колоритом отличаются и плетеные маски племени эмбера для ритуальных танцев. Женщины и мужчины племени украшают себя рисованными и, как они сами утверждают, целебными татуировками. На выставке можно было попробовать проверить справедливость этого утверждения.

Удивительны и изделия из плода терева тагуа. Он настолько прочен, что производит впечатление камня. Маленькие фигурки животных, крошечные черепашки, обезьянки, ягуары – талисманы тропического леса.

Индианок племени нгобе-бугле можно издалека заметить по просторным, чуть мешковатым платьям кричаще-ярких цветов с цветными кромками-аппликациями и чуть грубоватой вышивкой, сильно присборенными лифами и юбками. Их изделия в основном грубоваты и чуть примитивны, но не лишены специфического своеобразия и очарования – соломенные пляпы, торбы и яркая керамика, куклы в нашиональных костюмах и лоскутное шитье. Индейцы этого племени, в отличие от замкнутых, неулыбчивых и неразговорчивых кунов, очень приветливы и дружелюбны, всегда готовы поддержать беседу, рады похвалам и комплиментам и с удовольствием позируют для фотосессии.

Удивительные соломенные шляпы тончайшего плетения из волокна пальмы, называемой хипи-хапа привезли мастера из провинций Пенономе и Антон. Настоящий головной убор настоящего панамца – это не панамка, как все привыкли думать, а такая вот совершенной формы шляпа с тонким благородным узором, которая прекрасно защищает от жары и солнца и не теряет форму, если попасть в ней под дождь.

И конечно, множество стендов на выставке было посвящено национальному женскому костюму – пойере и головному убору темблекас. Разные провинции славятся своими видами пойер, в основном, богато украшенным ручной вышивкой, подъюбочниками с тонкими кружевами. Темблекас – массивное, и в то же время изящное украшение для волос, как правило, белого цвета, но встречаются и комбинированные варианты белого и в цвет вышивки на юбке. Еще один вариант национального костюма – широкая плиссированная яркая юбка с плиссированными оборками и белая блузка, плотно обтягивающая лиф, с рюшами, воланам и баской, украшенными плетеными кружевами ручной работы. Украшения для волос, помимо традиционного темблекас, включают в себя обязательную косу, убранную яркими атласными лентами с пышным бантом. К таким костюмам обязательны яркий макияж и множество золотых украшений – серьги, цепочки, пояс.

Все дни работы выставки на большой сцене в центре главного зала проходили выступления фольклорных коллективов, детских и взрослых, со всех провинций Панамы. Выступающие, в основном демонстрировали два характерных танца Панамы – тамборито, исполняемый под аккомпанемент барабанов и ритмических хлопков в ладоши и ритмической песни, корни которой восходят к 17 веку и мехорана, танец испанского проихождения в песенно-хореографическом ключе, которых состоит из двух частей – сапатео (чечетки) и пасео (шествия). В каждом коллективе, наряду со взрослыми исполнителями выступали дети, иногда совем маленькие, 4-5 лет, что придавало танцам патриархально-семейный идиллический колорит.

Выставка стала праздником для тысяч панамцев, которые бережно относятся к наследию своего народа, хорошим поводом для того, чтобы лишний раз прочувствовать, как на таком маленьком кусочке земли могут мирно сосуществовать и творить свое искусство столь разные малые народы.

Комментарии закрыты.