Июль и август в Панаме – настоящие летние месяцы, насыщенными событиями, несмотря на сезон дождей. Лас-Таблас, своеобразный культурный центр полуострова Азуэро, по праву считается и центром фольклорной жизни Панамы. Он – несомненный лидер по числу народных праздников, фестивалей и различных выставок прикладного искусства. Здесь проходят лучшие в стране февральские карнавалы, поучаствовать в которых приезжают не только жители Панамы, но и тысячи туристов.
В середине июля целую неделю город празднует дни своего покровителя, святого Либрада. Одна из самых необычных религиозных церемоний Панамы – траурное шествие по городу богато убранной колесницы. В честь святого Либрада проводится также необычный конкурс скрипачей.
В эти же дни в Лас-Табласе проходил и традиционный фестиваль национальной женской одежды – пойеры. Пойера – многослойная белая юбка с богатым однотонным рисунком, изображающим птиц, цветы, фрукты, гирлянды, просто оранментальные узоры, в традицинном исполнении ручной вышивки, сборчатая блузка с множеством воланов, украшенных тем же узором и обязательно нижня юбка. Пойера считается одним из самых красивых народных костюмов не только Латинской Америки, но и мира. В наряде прослеживаются характерные испанские и цыганские черты. Неотъемлемой частью пойеры является прическа, при которой волосы поднимаются наверх и закрепляются гребнем, а по бокам крепятся два диска, искусно украшенных из рыбьей чешуей, перламутром и жемчугом. История этого костюма не похожа на другие. Ведь это не традиционный народный костюм в широком понимании этого слова. Обычно – народный костюм – это одежда простого народа, возведенная в ранг искусства. Но пойера никогда не была подлинно народной одеждой. Пойера, как национальный наряд появилась в середине 19 века и предназначалась только для определенного круга женщин, и только для ношения дома, поскольку изначально их шили из материалов, не предназначенных для жаркого тропического климата. Но, после того, как стали применять более легкие ткани, а так же украшать юбки лентами икружевами, женщины стали появляться в пойерах и в общественных местах.
В этом году фестивалю пойеры исполнилось 52 года. В середине прошлого века панамцы стали проводить эти фестивали, чотбы привлечь внимание к народным традициям и возродить мастерство старинного костюма. Аутентичный костюм обязательно вышивается вручную, и стоиомсть его может доходить до нескольких тысяч долларов. Во многих панамских семьях пойеры передаются от матери к дочери в течение нескольких поколений, и являются своеобразной семейной реликвией.
Кульминацией фестиваля является конкурс пойеры, на котором обязательно присутствует королева фестиваля, после голосования и выбора лучшего костюма, будет выбрана и новая королева, а участницы конкурса – 50 лучших пойер – пройдут красочной церемонией сопровождения победительницы. Конкурс проводится по пяти категориям, в зависимости от способа создания пойеры, и в каждой категории быдет выбрана еще и своя победительницы. Все они получат награды в виде ювелирных украшений, выполненных местными мастерами. Фестиваль завершается обычно грандиозным праздником с танцами, парадом плотов с цветами и чествованием новой королевы.